https://www.teatrrampa.ru/repertuar/182-dorogoj-evankhansen-spektakl-teatra-rampa#sigProId756f7a1f29
Мюзикл, либретто Стивен Левенсон. Премьера в 2019 г.
Режиссеры-постановщики: совместная работа Татьяны Тренькиной и Андрея Юрченко
В оригинале «DearEvanHansen» - американский мюзикл про старшеклассника, страдающего от социального тревожного расстройства, которое мешает ему контактировать с людьми и заводить друзей. Мировая премьера мюзикла прошла в ArenaStage в Вашингтоне в июле 2015 года. Первый спектакль на Бродвее прошёл в MusicBoxTheatre в декабре 2016-ого года.
В период с 2016 по 2018 год англоязычный мюзикл был номинирован на 41 престижную награду.
Актер театра «Рампа» Андрей Юрченко увидел отрывок мюзикла на трансляции ежегодной премии «Тони» (TonyAward) и был впечатлен глубокой философией постановки. Так возникла идея представить находкинским зрителям первую в России адаптацию бродвейского мюзикла.
Задача не такая простая, Андрею, как руководителю проекта, пришлось самостоятельно переводить с английского либретто и тексты песен. Затем актер Михаил Щербаков выполнил колоссальную, трудную и в то же время очень творческую работу: эквиритмический перевод песен. При переводе песни должны были идеально лечь русскими словами на оригинальную музыку и при этом не потерять ни малейшего нюанса смысла.
Затем была проделана большая работа по формированию джаз-бэнда, нужно было отобрать профессиональных и увлеченных музыкантов, и Андрей нашел таких людей: Иван Яросов, ударные; Виктория Новак, клавиши; Вячеслав Газ, бас-гитара. Впервые в истории театра «Рампа» со сцены на протяжении всего спектакля звучала живая музыка!
На долгожданной премьере зрителей ждала очень необычная и непривычная обстановка, минималистичные декорации, такие же, как в оригинальном мюзикле, использовались для отображений проекций: школа, дом семьи Мерфи, дом Эвана и, конечно же, социальные сети, где большей частью и происходит общение действующих лиц.
Театр «Рампа» уже не первый раз поднимает в своих спектаклях тему социальной изоляции и одиночества. Так было и в «Подсолнухах», и в «Маленьком принце». В мюзикле «Дорогой Эван Хансен» эта тема раскрыта наиболее полно. Главный герой страдает от одиночества, «все снаружи, заперт я внутри»*, он осознает свою проблему, но боится сделать шаг навстречу миру, его внутренний голос нашептывает: «уйди и скройся в тени, ты все равно всегда один»*.
И, казалось бы, явно одинок только главный герой постановки. Но постепенно становится понятно, что среди подростков каждый одинок по своему, даже тот, кто создает видимость успешности, даже тот, кто заверяет, что у него много настоящих друзей.
Но одиноки могут быть не только подростки. Взрослые, также зачастую создают только видимость семейного благополучия. Так, например, родители Коннора и Зои терпеть друг друга не могут, у них не получается найти контакт со своим сыном, но неожиданно они находят контакт с Эваном и признаются, что полюбили его, как родного.
Мать Эвана воспитывает сына одна, у нее плотный график, она много работает и также не может найти подход к своему сыну. Внешне благополучные их отношения таковыми не являются – Эван неискренен с матерью и зачастую отвечает ей то, что она хочет услышать. «- Дорогой, я надеюсь, сегодня был замечательный день? – Нет, мам, он был… Да, он был, просто замечательным, пока, мам»*. Им обоим так проще.
Затем обстоятельства складываются так, что у Эвана не получается уйти и скрыться в тени, общее дело объединяет его с другими старшеклассниками, он просто вынужден общаться. Не смотря на то, что изначальная предпосылка к общению построена на таком противоречивом для русского менталитета явлении, как пиар на чужом горе, в итоге, у ребят получается вместе создать и довести до конца общественно значимый проект «Коннор против суицида». В процессе, каждый из них морально взрослеет, понимает, что способен на что-то.
Сюжет мюзикла наталкивает на различные размышления о разнице восприятия информации детьми и взрослыми. Например, мать Эвана признается сыну, что тоже испытывала одиночество, когда муж ушел от нее. Она рассказывает, что отец в тот день вызвал грузовик, чтобы забрать свои вещи. Семилетний мальчишка Эван, конечно, обрадовался, увидев во дворе большую машину, ему захотелось и потрогать ее, и посидеть за рулем. Но когда этот грузовик навсегда увез папу из его жизни, в маленькой душе поселился страх. Хорошо, что Эван нашел в себе смелость спросить у матери: «Не увезет ли другая машина маму прочь от сына?». Сколько боли в этих словах… Мы, взрослые, устраивая свою личную жизнь, решая бытовые проблемы, зачастую не думаем о чувствах детей. Для нас, взрослых, совершенно очевидно, что если папа уходит из семьи, это плохо, но не смертельно. Жизнь можно как-то устроить, мама справится с воспитанием ребенка сама. Но ребенок не делает различий между обоими родителями, он вполне допускает, что если его так легко бросил папа, то и мама может также бездушно отвернуться. Из-за таких обстоятельств в детстве вполне может вырасти человек, который заикается и страдает социальным тревожным расстройством, как Эван. Возможно, что каждый из нас немного Эван Хансен… или был им в разные периоды жизни…
Также бурю эмоций вызывает перевоплощение актеров в персонажей мюзикла. Две таких ярких личности как Андрей Юрченко и Владимир Кожемяко сыграли очень необычные и непривычные роли. Андрей, которому легко удаются яркие образы уверенного в себе то ловеласа, то картежника, сыграл худенького подростка, который боится всего на свете, боится разговаривать, боится прикосновений. Причем ни разу на протяжении всего спектакля не возникло ощущение игры, актер полностью вжился в роль, прожил на сцене настоящую жизнь своего персонажа. Владимир, весельчак по жизни, яркий, общительный и очень эмоциональный перевоплотился в страшного психопата и наркомана Коннора. Когда Коннор собирался поколотить Эвана было по-настоящему страшно. И даже память о сценах из других спектаклей, где эти ребята вместе поют, шутят и веселятся, не смогла наложить тень нереальности на злость Коннора и страх Эвана.
Педагог Евгения Копылова вывела вокал актеров театра «Рампа» на новый уровень: в спектакле было пение в технике белтинг: все песни звучали особенно душевно и проникновенно. В отличие от других мюзиклов, где вокальные номера призваны раскрасить, придать яркость постановке, здесь, через вокал персонажи спектакля раскрывают свои чувства, которые не могут выразить словами через обычное общение. Благодаря профессиональной работе звукорежиссера Александра Садаева высокие ноты звучали особенно чисто, а уместные эффекты эха были очень органичны.
Стоит отметить и особенность светового оформления. Поскольку спектакль является адаптацией бродвейской постановки, необходимо было попытаться повторить оригинальные световые эффекты с помощью имеющегося оборудования. И Александру Клюеву это удалось. В отличие от остальных спектаклей из репертуара «Рампы», где часто используется мягкий свет общего плана, в мюзикле каждый актер был подсвечен отдельно. Это дополнительно усиливало эффект ощущения одиночества каждого персонажа: человек в столбе яркого света, а вокруг него постоянно тень и полумрак.
И, конечно, мюзикл не получился бы без команды единомышленников, актеры Михаил Щербаков, Светлана Штабная, Марина Шулева, Наталья Понкратенко, Семен Шевалгин, Екатерина Пыхтина поддержали идею и согласились участвовать в этой очень сложной с технической и вокальной стороны постановке.
Мюзикл «Дорогой ЭванХансен» включен в афишу спектаклей на официальном сайте Года театра в России, рекомендуется к просмотру взрослым и подросткам.
* - цитаты из мюзикла «Дорогой ЭванХансен»
Мария Шильникова
СМИ о спектакле «Дорогой Эван Хансен»
19.04.2019. Сегодня в театре «Рампа» - премьера молодёжного спектакля «Дорогой Эван Хансен». Татьяна Тузюк, пресс-служба администрации Находкинского городского округа.
Фотографии
https://www.teatrrampa.ru/repertuar/182-dorogoj-evankhansen-spektakl-teatra-rampa#sigProIdf417e26c1e