https://www.teatrrampa.ru/repertuar/168-tjotka-spektakl-teatra-rampa#sigProId7f7ba236f4
Музыкальная комедия, Ю. Хмельницкий. Премьера в 2018 г.
Режиссер-постановщик: Татьяна Тренькина
Зрители часто спрашивают актеров: «Как вам удается запоминать такие длинные тексты?» Для непосвященных может показаться, что запоминание текстов – самое важное в работе актеров. Зрители приходят на спектакль с чувством, что им покажут готовый продукт, мизансцены уже отрепетированы так, что успели набить оскомину, а все нюансы прописаны в сценарии.
Немного приоткроем завесу над тайной. Спектакль чаще всего ставится по пьесе - это литературное произведение, содержащие только реплики актеров, и очень малое количество авторских ремарок. Задача режиссера состоит в том, чтобы за этими «сухими» репликами увидеть не только возможную внешность героя, но и его характер, жизненные приоритеты и ценности, эмоции и предполагаемые реакции. Задача актера состоит в том, чтобы понять образ, предложенный режиссером, и пропустить его через себя, «прожить жизнь» этого персонажа, ходить, как он, говорить, как он, и даже думать, как он.
Задача художника-декоратора и костюмера состоит в том, чтобы, используя минимальный бюджет, сделать все необходимое не только компактным для хранения и функциональными, но и живыми, атмосферными, чтобы у зрителя сложилось ощущение полного погружения в ту эпоху, в ту ситуацию, в которой сегодня живут на сцене актеры.
Задача художника по свету, звукорежиссера, балетмейстера и педагога по вокалу состоит в том, чтобы раскрасить и вдохнуть жизнь в этот мир, созданный на сцене, наполнить его движением, светом и звуком в соответствии с замыслом режиссера.
У каждого своя задача, и в итоге должна получиться общая картина, единый образ.
Мюзикл готовится целый год. За это время каждый последовательно реализует свою задачу, вот-вот должен «родиться» спектакль, живой, пролетающий на одном дыхании, с обоснованными поступками персонажей, с уместными деталями, с интересными «фишками» и сюрпризами для зрителей… Должен… А его нет…
За неделю до премьеры вроде бы и танцы были отрепетированы, и почти было все готово, но спектакль не рождался, не дышал, были куски, а спектакля не было. В рабочем процессе звучали разные фразы: «Андрей снова принес переделанные минусовки, я не успеваю заново настроить звук…», «Костюмы еще не готовы…», «Не получается сделать танец цветов…» и самое страшное: «Нам нужно перенести премьеру хотя бы на неделю…».
Но все понимали, что премьеру перенести не получится, билеты проданы. Все были в отчаянье, были даже и слезы...
И получилось так, что в последний день перед премьерой, на генеральной репетиции, нашлись и необходимые «фишки», и уже были доделаны все видеоролики, и получились все задуманные сюрпризы, и актеры поймали драйв и кураж, и ОН РОДИЛСЯ…
Все присутствующие на генеральной репетиции смеялись до слез и аплодировали, я так погрузилась в этот драйв, что иногда забывала фотографировать…
ОН ПОЛУЧИЛСЯ, спектакль сам живет и сам дышит!
Для Татьяны Ивановны всегда большая радость – не только готовый спектакль, но сам процесс работы, ведь она окружена сплоченным союзом единомышленников, которые иногда понимают ее даже без слов: Ирина Клюева – художник-декоратор, Наталья Спесивцева – балетмейстер, Евгения Копылова – педагог по вокалу, Андрей Юрченко – музыкальный руководитель, Александр Садаев – звукорежиссер, Александр Клюев – художник по свету.
К счастью, были не только трудности, но и неожиданные открытия. Например, Евгения Копылова – педагог по вокалу с большим стажем - после спектакля призналась, что поняла одну важную вещь: сложно правильно научить актеров петь песни из спектакля, находясь в отрыве от основного действия. Ведь песня из спектакля – она не сама по себе, здесь важно не только правильно исполнить с точки зрения техники, песня - это продолжение действий, эмоций и переживаний персонажа. Бывает, что после долгих вокальных занятий, когда, казалось бы, все готово, приходится что-то менять, после того, как попробовали песню включить в действие, в жизнь действующего лица. А начинающая актриса Алина Аракелова с удивлением пришла к выводу, что возможно, театральное искусство является высшей сферой культурной деятельности, потому что здесь пение не просто ради пения, и танцы не ради танцев, здесь вокал и хореография оживают в сюжете, и работают на сюжет.
А началось все в 2015 году, когда в коллектив влился Андрей Юрченко. Он пришел с предложением наполнить репертуар театра музыкальными спектаклями и сразу предложил ставить «Тетку Чарлея», на что получил вполне резонные сомнения и вопрос: «Ты что, хочешь переиграть Калягина?».
Но потом была «Лгунья», где Андрей исполнил роль легкого и ветреного Джимми, затем «Игра», где ему пришлось сыграть серьезного персонажа Кречинского… И Татьяна Ивановна дала свое согласие на «Тетку».
Для постановки каждого мюзикла в течение года Андрей Юрченко с помощью компьютерных программ делает оркестровую аранжировку: выбирает музыкальные инструменты, для каждого пишет партию, и затем компьютер синтезирует все мелодии, в итоге получается иллюзия игры целого оркестра.
В этот раз все получилось еще интереснее, Андрей написал инструментальные партии и раздал их своим друзьям-музыкантам. Вместе они произвели звукозапись каждой инструментальной партии и собрали воедино на компьютере. Можно сказать, что в комедии «Тетка» всю музыку играл настоящий оркестр, хотя на спектакле и не присутствовал.
Кроме того, в «Тётке» впервые применили несколько технических приёмов, которые «привезли» с фестиваля мюзиклов 2017 года из г. Тэгу (Республика Корея). Почти у каждого актёра на лбу закреплены миниатюрные микрофонные гарнитуры, а на каждую песню и мизансцену написана программа настроек для звучания каждого микрофона – это позволило добиться высокого качества звукового оформления спектакля. Вообще, «Тётка» - рекордсмен по техническим нововведениям и объёму использованного звукового оборудования из всего репертуара «Рампы».
Зрители пришли от премьеры в восторг, спектакль получился настолько легким, радостным, разноцветным и уютным, что многие люди после спектакля заняли очередь в кассу, чтобы купить билеты на повторный сеанс. Конечно, театр «Рампа» не ставил себе задачу «переиграть Калягина», тем более, что фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!» и мюзикл делались по разным сценариям. Мы представили свою версию - спектакль о любви.
Надеемся, что наши зрители, также как и мы, рамповцы, еще несколько дней после премьеры музыкальных спектаклей ходят пританцовывая, улыбаясь неизвестно чему и напевая запоминающиеся куплеты…
Ну а мы будем продолжать делать все для того, чтобы зрители думали, что самая большая трудность – запомнить длинный текст!
Театр «Рампа» выражает сердечную благодарность исполнителям инструментальных партий:
Анна Боброва – флейта;
Никита Соколов – кларнет;
Андрей Юрченко – труба;
Леонид Муромов – тромбон;
Алина Аракелова – клавиши;
Екатерина Елсакова – скрипка.
Мария Шильникова
СМИ о спектакле "Тётка"
23.04.2018. Находкинский народный театр «Рампа» приглашает на премьеру нового мюзикла. Татьяна Тузюк, пресс-служба администрации НГО.
Фотографии
https://www.teatrrampa.ru/repertuar/168-tjotka-spektakl-teatra-rampa#sigProIdd70fff0ec3